На сайте «Жить вместе» с 3 по 16 сентября проходила онлайн-конференция на тему «Трудоустройство инвалидов, барьеры и пути их устранения», по итогам которой на Ваши вопросы отвечают эксперты: директор Региональной Общественной Организации Инвалидов «Перспектива» Денис Роза, руководитель отдела по трудоустройству РООИ «Перспектива» Михаил Новиков, менеджер проектов по образованию РОИИ «Перспектива» Мария Юрьевна Перфильева, руководитель юридической группы РООИ «Перспектива» Михаил Валерьевич Черкашин.

Екатерина, Москва: Скажите, пожалуйста, какие недоработки существуют в цепочке взаимодействия «бюро МСЭ –  ЦЗН – работодатель»? И какие варианты решения этих проблем Вы видите?

Михаил Новиков: Расшифрую эти аббревиатуры: МСЭ – Бюро медико-социальной экспертизы, которое устанавливает сам факт инвалидности и дает рекомендации по социальной, медицинской реабилитации, в т.ч. по профессиональной реабилитации человека с инвалидностью, ЦЗН – Центр занятости населения и непосредственно потом работодатель.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью – это или слишком недоработанные рекомендации в плане трудоустройства,  т.е. могут, например, написать, что человеку рекомендована работа в специально созданных условиях труда, однако  что понимается  под специально созданными  условиями труда не расшифровывается. Это с одной стороны затрудняет для ЦЗН и работодателя определение,  какие именно условия труда надо создать для того, чтобы этот человек был трудоустроен и успешно трудился, но с другой стороны –– иногда это в какой-то степени облегчает человеку с инвалидностью жизнь, потому  что бывают обратные ситуации, когда дается подробное описание этих условий,  и чаще всего эти условия  сложно реализовать в действительности. Например, было написано, что человеку противопоказана работа, связанная с принятием решений. Что под таким условием подразумевается, и какая работа может быть для такого человека рекомендована? Или, например, у одной девушки в рекомендации МСЭ было написано, что ей можно работать в специально созданных условиях на дому. Мы трудоустраивали ее для работы в офисе и ей пришлось менять эту формулировку «на дому»,  потому  что работодатель опасался, что если он возьмет человека с такой формулировкой, это создаст для него некие препятствия и преграды.  Таким образом,  здесь основная проблема этих самых формулировок.

Далее выполнять эти рекомендации по реабилитации, которые дает МСЭ,  должен ЦЗН Соответственно,  человек, если у него не проставлена 3 степень ограничения трудовой деятельности, которая подразумевает противопоказанность или невозможность трудовой деятельности,  или  же просто написано «нетрудоспособен», он обращается в ЦЗН, где встает на учет непосредственно как безработный человек. Он  имеет право и получает пособие по безработице,  и ЦЗН подбирает ему необходимые, нужные вакансии. Здесь тоже бывают сложности: МСЭ пишут конкретные профессии, какие, как они считают, подходят для данного человека  с инвалидностью. С одной стороны это хорошо так как помогает специалисту ЦЗН рассматривать конкретные вакансии, которые рекомендованы, с другой стороны  –– это, опять-таки,  весьма ограничивает возможности выбора и специалиста и самого работника с инвалидностью. Например, условно говоря, если у человека написано, что бюро МСЭ рекомендовало работать ему массажистом,  а он изучил компьютер и хочет работать оператором на ПК, могут возникнуть трудности, поскольку  рекомендована одна профессия, а есть другое предложение и работодатель  в этом случае вполне вероятно откажет, боясь каких-либо сложностей  непосредственно с контролирующими органами. Чаще всего такие записи приходится менять. Итак, с одной стороны,  слишком подробные записи мешают человеку с инвалидностью,  с другой  ––  сотрудники ЦЗН жалуются, что из-за того, что нет подробно прописанных условий труда и тех профессий, которые для человека рекомендованы, им сложно работать с данным соискателем,  подбирая нужные непосредственно для него вакансии и предложения.

Если говорить про цепочку «ЦЗН –– работодатель», здесь стоит обратить внимание, что ЦЗН может предложить далеко не все вакансии, которые есть в городе, хотя у них достаточно обширная база данных, но это вакансии тех работодателей, у которых есть заключенные договора с ЦЗН. Далеко не все работодатели готовы заключать подобные договора, пусть даже это рамочные договора, но чаще всего это подразумевает под собой многие другие формы взаимодействия, поэтому  все же  стоит учитывать, что через ЦЗН вы можете получить весьма ограниченный спектр профессий и предложений.  Конечно,   по этой причине не стоит   пренебрегать возможностью трудоустройства через ЦЗН, но в том числе надо рассматривать и открытый рынок труда: газеты, предложения каких-то сайтов, которых сейчас достаточно (hh.ru, работа.ру, джоб.ру…), потому  что часто как раз те предложения, которые есть там,  предлагают более широкий спектр и больше возможностей для того, чтобы трудоустроиться, тем более, если вы  как человек с инвалидностью  опасаетесь, что работодатель не будет вас рассматривать как соискателя. Хочу отметить, что на  некоторых порталах (на том же hh.ru, с нашей поддержкой) организована маркировка вакансий, т.е. работодатель может уже отметить те вакансии и позиции, по которым он с удовольствием готов рассматривать соискателей с инвалидностью.   Ваш звонок и ваше предложение себя в качестве работника   и то, что вы имеете инвалидность,  не будет являться для отвечающего на звонок и  далее  при собеседовании таким ограничивающим фактором,  из-за которого  вас не возьмут на работу.

Итак, какие  же варианты решения этих проблем? 

Мы видим, что те же рекомендации бюро МСЭ не должны становиться ни в коем случае барьером для трудоустройства человека с инвалидностью,  так как  непосредственно прописано, что является  рекомендациями для человека с инвалидностью, и в принципе он вправе сам распоряжаться своими профессиональными возможностями. Бывает очень нездорово, хотя понятно, что МСЭ заботиться о сохранении здоровья человека, т.е. когда из-за некоторых опасений, что у человека может что-либо случиться, он не может трудоустроиться. Например, недавно был случай, человеку с ослабленным зрением   врачи МСЭ написали, что ему ни в коем случае нельзя работать на компьютере, а у человека гуманитарное образование и получается, что практически весь спектр профессий и возможностей для него оказывается закрыт. Работодатель, беря его на работу, заведомо ставит себя под удар потому, что если пойдет какое-нибудь ухудшение, то отвечать будет работодатель, поскольку он взял его на работу. И даже самостоятельный выбор человека, его решение работать там или в ином месте,  никак не влияет,  потому  что   его профессиональную судьбу  уже решили  врачи.

 

Вероника, Москва: Я занимаюсь написанием научно-исследовательской работы в области трудоустройства инвалидов. Подскажите, пожалуйста, перечень основных нормативно-правовых актов (федеральных и города Москвы), содержащих требования и порядок приема на работу инвалидов, а также нормативные акты, регламентирующие  порядок контроля в этой сфере.

Михаил Новиков: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 2 июня 2013 г., см. http://base.garant.ru/10164504/), Трудовой кодекс РФ, где немало статей касаются именно трудоустройства людей с инвалидностью, тех прав, которые у них есть, тех процедур и дополнительных документов, которые необходимо оформить. Сейчас разрабатываются и будут дополнены   статьи в Федеральном законе о занятости населения, хотя там уже в гораздо меньшей степени. Если говорить о нормативных актах, их достаточно много. Это Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в ред  от 16.04.2012 № 318),  Минтруда подготовило проект приказа о деятельности МСЭ, в котором предусматривается установление стойкой утраты трудоспособности (См.http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/38), поэтому  формулировки и рекомендации МСЭ, которые будут прописаны в справке об инвалидности, в его индивидуальной программе реабилитации, в дальнейшем очень сильно влияют на возможность его трудоустройства. Может,   юристы еще добавят некоторые правовые акты, но мы в своей работе, собственно, руководствуемся этими документами.

 

Алексей, регион не указан: Бывает на практике трудоустройство людей с инвалидностью по психическому заболеванию? Если да, существует ли статистика?

Михаил Новиков: Наша организация занимается практическим трудоустройством людей с инвалидностью,  и у нас не такое большое количество удач, как нам хотелось бы, но мы людей трудоустраиваем. Тут важно понять, что подразумевается автором под понятием «психическое заболевание». Мы трудоустраиваем ребят, которые стоят на учете в психоневрологических диспансерах по НД. Конечно же, работодатели   опасаются брать на работу человека с подобным диагнозом,  хотя многие из ребят, которые к нам приходят и которые действительно там стоят, в принципе и внешне, и по общению очень даже приятные, адекватные, умеющие презентовать себя, умеющие, как следствие, неплохо работать. Но сам факт того, что человек стоит на учете в ПНД, очень многих работодателей отпугивает,  и приходится со многими работодателями общаться и объяснять, что это на самом деле не всегда так страшно,  как это стереотипно представляется   заранее. Есть у нас случаи трудоустройства ребят с диагнозом «Задержка психического развития». Не всем, но таким ребятам мы помогаем найти работу. Наиболее яркие случаи –– это устройство двух ребят с таким диагнозом в пекарни «Хлеб насущный», они там работают достаточно долго и успешно, работодатель ими доволен. Бывают случаи устройства и в другие места, редкие случаи, но, тем не менее, они есть, –– это устройство ребят с синдромом Дауна, с аутизмом. Недавно я видел интересный материал  об устройстве человека с синдромом Дауна, который работает в одной из кофеен (но это уже  не  с помощью нашей организации).  Такие случаи есть, но, к сожалению, они очень и очень редки. О какой либо статистике  трудоустройства людей с инвалидностью по психическому заболеванию я не слышал. Знаю только, что, к сожалению, серьезного массового характера это не носит, т.е. это  достаточно редкие случаи, которые со временем, надеюсь, станут более частыми и регулярными.

 

Лебедева Ирина, Алтайский край: Я проживаю в сельской местности 13 лет, инвалид I группы с детства. Передвигаюсь на кресле-коляске. Образование незаконченное высшее. До переезда в Алтайский край жила в г. Новосибирске, там училась и работала, правда на дому. Общий стаж по трудовой 14 лет. Мой возраст 55 лет. Пенсия у меня федеральная. Мне бы очень хотелось, где-то устроиться на работу. Могу работать диспетчером на дому или выполнять любую работу на компьютере. Последние место моей работы в Новосибирске ОАО «НЭТА» оператор ПВМ. Прошу Вас помогите, пожалуйста, найти мне работу. 

Михаил Новиков: Хотелось бы до конца понять ситуацию, и надо, чтобы Ирина обратилась к нам. У нас нет никаких работодателей,  и мы не знаем вакансий в Алтайском крае, поэтому можем говорить только о работе на неких работодателей в Москве и Московской области. Бывают некоторые позиции, которые подразумевают дистанционную работу. Понятно, что это не может быть работа на телефоне, потому, что из-за расстояния и тарифов это будет невыгодно, но работа на компьютере.  Если у человека есть Интернет, наверно,  какие-то вакансии мы могли бы предложить, правда,  не такой большой, широкий выбор как бы хотелось, но на что-то подобное мы готовы. Тут еще нужно понять грамотность Ирины, может ли она писать какие-нибудь тексты, работать с какими-то базами данных,  в общем,  надо связаться  напрямую и понять непосредственно профессиональные возможности ее с тем, чтобы попытаться предложить некие дистанционные вакансии.

 

Артур Черкасов, Ростовская область: Хочу работать на дому в качестве копирайтера, желаемая зарплата 15000. Делаю рецензии, видео на отдельные типы индустрии и медиа-развлечения, видео- и компьютерные игры, хорошо общаюсь с Ворд-пет, карта оплаты имеется.

Михаил Новиков: Здесь примерно та же ситуация, пусть Артур непосредственно обратиться, иногда я вижу, у нас есть вакансии копирайтеров, это работа действительно дистанционная, при которой работодателю из Москвы может подходить работник из любого региона РФ, если у него есть  выход в Интернет. Пусть Артур с нами свяжется, координаты непосредственно предоставим –– электронную почту и телефон, пусть напишет, постараемся помочь

 

Анастасия, Республика Татарстан: Неоднократно вставая на учет в ЦЗН, я постоянно получаю один ответ: «Мы инвалидов по рабочему стажу не можем устроить, куда вам –– инвалидам детства». Я инвалид второй группы с ДЦП, мне хочется чувствовать себя нужной, заинтересованной работой. Я владею ПК, умею общаться с людьми, убеждать, только самостоятельно не передвигаюсь.

Михаил Новиков: Та же ситуация ––  мы не владеем информацией о рынке труда в Татарстане, у нас нет оттуда предложений, вакансий и, собственно, с работодателями из данного региона мы не общаемся. Если человек владеет дистанционными технологиями, есть компьютер, есть сеть Интернет, то, опять таки, не слишком большой выбор вакансий как если бы человек жил в Москве, но какие-то вакансии у нас бывают,  и нам, не так часто, но удается трудоустраивать ребят из других регионов на московские вакансии, именно на те позиции,  где работодателям проживание в Москве и Московской области не требуется. В общем, возможна такая удаленная дистанционная работа.

 

Максим, Москва: Я глухой, хочу найти нормальную работу с хорошей зарплатой от 30тысяч рублей. Это возможно? У меня есть диплом мастера столярного и мебельного производства с получением среднего полного общего образования, но на работу меня не принимают из-за слуха, глухой.

Михаил Новиков: С тобой Максим проще так как  ты из Москвы, обращайся в нашу организацию, постараемся помочь, в принципе, ребят с инвалидностью по слуху мы трудоустраиваем достаточно много, в совершенно разные фирмы. Все зависит от образования и профессиональных возможностей человека, есть и весьма солидные вакансии в солидных фирмах, таких как КПМГ и прочие, есть менее квалифицированные вакансии. Мы работаем с сетью магазинов ОБИ, может там непосредственно Максим  нашел бы себя. Мастер столярного дела  –– сразу возникает мысль об устройстве в ИКЕА,  потому, что там непосредственно происходит сборка многих деревянных изделий. С теми работодателями, с кем мы работаем, в принципе, инвалидность по слуху не является преградой для трудоустройства. Мы готовы предложить разные вакансии. Единственное, что заработная плата, возможно, не сразу будет 30 тысяч, но достаточно достойная. От 20 тысяч вакансии точно предлагаются, и точно у нас есть в базе данных, и работодатели готовы на них рассматривать соискателей.

 

Спасибо, Михаил, все остальные более частные вопросы и контакты всех участников конференции мы Вам передадим.

 

Алексей, Москва: Мы с партнером открыли центр, хотим в недалеком будущем заниматься работой с инвалидами. Подскажите, пожалуйста, какие у нас могут возникнуть трудности, что для этого нужно и какую помощь оказывает государство? Работать хотим с детьми. Каких лучше брать преподавателей взрослых, с инвалидностью или без?

Мария Юрьевна Перфильева: Во-первых, не хватает информации о том, какой именно Вы с партнером центр открыли: центр, который будет заниматься образованием, центр, который будет заниматься психологической поддержкой или центр, который будет обучать практическим навыкам, например, водителей. Желательно, конечно, чтобы вы более конкретно описали предполагаемую деятельность Вашего центра, но из того, что Вы написали, я могу сказать следующее: работа с людьми с инвалидностью достаточно  разноплановая,  сложная и требует определенных знаний.  И прежде чем запускать рабочие программы, мне кажется,  необходимо провести для своего персонала некие обучающие семинары, например, по пониманию инвалидности и научить сотрудников общаться, коммуникатировать с вашими потенциальными клиентами, т.е. людьми с инвалидностью.    Трудности могут, конечно, возникнуть,  как у любой организации. Предполагаю, что речь идет о  некоммерческой  организации,  поэтому  у вас могут возникнуть трудности  по планированию конкретной  работы.  Дальше вы пишете, что хотите работать с детьми, но с какими именно, не ясно –– опять-таки, для ответа мне нужна конкретика. 

Помощь сейчас государство оказывает достаточно большую, вам нужно научиться получать эту помощь. Это могут быть субсидии из таких источников как, например, Департамент социальной защиты, Департамент по делам молодежи. Это могут быть средства, переданные вам в качестве гранта,  сейчас существует  ряд грантовых программ, в которых нужно участвовать. Соответственно,  вам  надо научиться писать такие заявки, далее четко вести отчетность (и финансовую и программную). Более конкретно сведения о том,  где и какую помощь оказывает государство, я думаю, вы можете найти и в Интеренете, посмотрев сайт  Института проблем гражданского общества, сайт   Общественной палаты. Сейчас дает поддержку некоммерческим организациям Министерство экономики и развития, обращайтесь на их сайт и увидите,  в какой области и как писать эти заявки, формы и т.д. 

Каких лучше брать преподавателей взрослых, с инвалидностью или без? А кто вам, собственно, мешает брать и тех и других? Люди с инвалидностью имеют зачастую очень хорошее образование и вполне могут быть и преподавателями,  преподавать и английский язык,  и творческие предметы и, мне кажется, что такой смешанный коллектив это та самая  коллизия, которой мы добиваемся.

Если у Вас возникнут более конкретные вопросы, можете обращаться ко мне напрямую или в вашу консалтинговую группу.

 

Людмила, Ставропольский край: Мы много слышим о программе «Доступная среда». Мы столкнулись с такой проблемой – сейчас ребенку 3.5 года, родился он с заячьей губой, в 3 месяца ему была сделана операция, после был на инвалидности. В декабре 2012 года инвалидность сняли. На территории нашего села два детских сада, но не в один из них нас не берут, мотивируя это якобы болезнью ребенка. Ближайший специализированный детский сад находится далеко. Действует ли эта программа у нас в крае, если да, то что нам необходимо сделать, для того, чтобы ребенок мог посещать детский сад? Можем ли мы на что-то надеяться или не стоит обивать пороги заведующих детскими садами?

Мария Юрьевна Перфильева: То, что вас не берут в детские сады, которые находятся на территории вашего села,  – это нарушение закона об образовании, они не имеют права этого  делать, поскольку вы живете в этом селе. Другое дело, что, может быть, сотрудники детского сада не понимают и не знают,  как оказать сопровождение и поддержку вашему ребенку – это первое. Второе – по поводу специализированного –– если он находится действительно далеко, и, я так предполагаю, что имеется в виду логопедический детский сад, это все можно организовать на базе ваших обычных садов, т.е. ребенку нужно логопедическое сопровождение. В этом случае возможна работа со специальным педагогом, или как у нас это называют, дефектологом. Возможно,  у вас в селе есть служба психолого-педагогической коррекции, может быть,  через эту службу вам окажут поддержку. Для того, чтобы ребенка взяли в детский сад, вы должны иметь рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. Опять таки,  она у вас должна быть,  и если такой комиссии нет в детском саду, возможно, она есть в школах. Более того, наверняка у вас действует некий департамент образования или управление образования, вам необходимо написать туда письмо с указанием того, что вам было отказано в приеме ребенка в детский сад и  попросить разъяснить эту ситуацию. Более того, мой вам совет, не общайтесь устно с директорами детских садов или  школ, пишите письменное заявление «Прошу принять моего ребенка на воспитание, обучение в детский сад номер такой-то»,  и пусть вам письменно на вашем заявлении директор детского сада напишет причину, по которой они не могут принять вашего ребенка.  Копию этого ответа-отказа вы прикладываете к письму в управление образования. Если это не решается на уровне управления образования, дальше можно обращаться в министерство образования Ставропольского края,  а уж если и там не решают, то тогда в суд. Так что,  я думаю, что вам надо просто правильно организовать свои действия  и вы имеете полное право отдать ребенка в детский сад по месту жительства.

Еще раз напоминаю, что это нарушение нового закона об образовании, поэтому предложите администрации детских садов с этим законом ознакомиться.

 

Сергей, регион не указан: У меня ДЦП вторая группа, работаю с белой зарплатой и плачу все налоги. Скажите, пожалуйста, в случае ухода на пенсию до достижения пенсионного возраста, будет ли мне прибавка к пенсии по инвалидности, исходя из выплат? Прибавка по достижении пенсионного возраста.

Михаил Валерьевич Черкашин: Да, будет. Все отчисления и выплаты учитываются на   личном пенсионном счету. Дается пенсионное свидетельство. Это как раз номер личного  счета. Там учитываются все отчисления. Сергею  надо   обратиться с заявлением на имя главы пенсионного фонда своего района о перерасчете. Надо указать, что перерасчет в связи с трудовым стажем, в связи с отчислениями. Естественно,  надо  приложить  трудовую книжку, делается   выписка из трудовой, в принципе, в пенсионном  она есть от работодателя, далее делается подсчет бухгалтерией, что шли отчисления, и  тогда  перерассчитывают пенсию. По выходу на пенсию то же самое, да ему будут доплачивать, тем более, что с учетом паенакопления, достойно получится. Обычно это немаленькие деньги, так как  идет базовая часть и накопительная: базовая –– социальная как по инвалидности плюс уже от стажа.

 

Наиля, Республика Башкортостан: Воспитываю ребенка-инвалида 16-ти лет, от соцпакета не отказалась, 2,5 года не дают путевку никуда. В августе этого года съездили в санаторий за свой счет. Могу ли я рассчитывать на какую-либо компенсацию по стоимости путевки и/или проезду?

Михаил Валерьевич Черкашин: Да, может. Я думаю, что она писала заявление на путевку, но ей не давали. Если она писала, а ей не давали и не было ни отказа, ничего, она может за свой счет сделать поездку, т.е. санаторно-курортное лечение, но она должна приложить чеки о расходах и  написать заявление в ФСС: «В связи с тем, что я не получала путевок с такого-то по такой-то срок, прошу компенсировать…». Самый плохой вариант, это если ей откажут, то надо в суд идти, жаловаться в суде,  так как она действительно имеет право на компенсацию. Единственное о чем предупреждаю, там будут нормативные цены, они каждый год устанавливаются, это цены на транспорт, расходы на оказание медицинских услуг, которые  ФСС каждый год устанавливает. Ей компенсируют  только в этих пределах.

 

Марина Шумилова, Костромская область: Я инвалид с детства, подала заявление на санпутевку в ФСС 12/01/2012. До сих пор путевку не дают, говорят – нет денег. Законно ли это и что мне предпринять?

Михаил Валерьевич Черкашин:  Ей также, видимо, в суд придется обращаться, потому  что ответ ей должны были дать. Само по себе отсутствие денег не оправдание, если есть очередь, то они обязаны ей дать путевку, это не волевое решение ФСС –– хочу даю, хочу нет  –– это их обязанность. Соответственно,  в суд. Что требовать,  это вопрос больше к Марине самой: либо обязать ФСС выдать путевку, либо   компенсировать стоимость, чтобы она могла самостоятельно купить путевку.  Есть второй вариант, как и в первом случае, съездить за свой счет и требовать компенсации от ФСС, опять-таки выплата реальная будет в  пределах установленных ФСС  цен.

 

Александр, Санкт-Петербург: Стал инвалидом первой группы в 2011 году, на городской очереди по улучшению условий стою с 1991 года. Согласно закону о социальной защите инвалидов в РФ, я имею льготы по улучшению жилищных условий, однако существует   312-е постановление правительства Санкт-Петербурга № 312, которое практически отменяет действие федерального закона о социальной защите инвалидов в РФ. Ответьте мне, в какой стране я живу?

Михаил Валерьевич Черкашин: Вопрос, конечно, риторический. Единственное, могу сказать, что мы, организация региональная и работаем с Москвой и московским законодательством. В общем, по закону о социальной защите инвалидов есть льготы на дополнительную площадь при получении жилья. Надо детально смотреть это 312-е постановление, так как из Санкт-Петербурга к нам не обращались. У нас на сайте perspektiva-inva.ru есть раздел «Права»,  и в этом разделе есть короткая форма обращения. Можно по электронной почте написать вопрос,  и мы ему ответим.

 

Андрей, Челябинская область: Моему сыну 8 октября 2013 года  исполняется 18 лет. Он хотел пройти медицинскую комиссию на управление автомобилем категории В, но хирург не пропускает, объясняя это тем, что нет полного обхвата руля правой кистью. Сын инвалид детства, диагноз «Порок вен правой верхней конечности, гемангиома правой кисти». Подскажите, как получить справку? Парень мечтает самостоятельно управлять автомобилем, не хочу, чтобы сын опять получил психологическую травму. При поступлении в учебное учреждение отказали в приеме на профессию автомеханик, не прошел медкомиссию при поступлении, хотя дошли до горздравотдела.

Михаил Валерьевич Черкашин: Существует приказ Минздрава 1996 года, там перечислен список болезней с противопоказаниями, с относительными показаниями к вождению, либо с показаниями к вождению. Что касается вен и венозных заболеваний, там общая категория «условно годен», т.е. человек может водить, но с учетом его конкретного состояния. Здесь надо смотреть, может ему тоже стоит обратиться к нам потому, что мало конкретики в вопросе, не понятно,  как заболевание конкретно ему мешает водить. Может быть,  врач не прав потому, что иногда врачи на медкомиссии перестраховываются и сразу отказывают в разрешении.  Врачи тоже не всегда компетентны,  и у меня были случаи, когда я судился и выигрывал. Нет у человека противопоказаний. А на суде говорят –– «Ну мало ли, а вдруг чего выйдет…». Мы говорим – «мало ли что» – это не категория отказа. Вот если он не может – это другое дело, здесь надо смотреть состояние, что ему конкретно мешает, если там незначительные нарушения, а почему бы и нет. Возможно,  есть смысл обжаловать это дальше или просить независимую экспертизу.

Мы обязательно отправим контакты всех участников непосредственно Вам, чтобы Вы могли с ними связаться.

 

Жанна, Москва:  Возможно  ли получить инвалидность, если у ребенка врожденная патология, болезнь почек «Двухсторонний уретерогидронефроз»? Какие документы нужны для предоставления их в комиссию?

Михаил Валерьевич Черкашин: Есть рекомендации по установлению инвалидности у детей от 1996 года, там болезни почек есть в качестве рекомендаций по установлению инвалидности. Другой момент, что здесь с учетом состояния, надо смотреть на девочку, надо понять, какие у нее ограничения. У нее повышенная утомляемость? У нас был такой спор, но мы принесли справку из школы, что у нее повышенная утомляемость, ребенок не может сидеть полный урок, что у нее боли, она из-за этого не могла сдать два экзамена, брала справку от врача, что болеет. Вот это и есть основания для инвалидности, т.е. общее состояние в целом. А не только диагноз. Многие люди думают, что есть диагноз –– и ладно, неправильно все это потому, что кому-то может диагноз мешать, а кому-то реабилитация нужна. Здесь же исходят из этого.  А документы нужны следующие:   надо пойти в свою поликлинику по месту  прикрепления, пойти к профильному специалисту, сказать, что нужно направление на инвалидность. Врач выдает форму 08У, так называемый посыльный лист. В обязательном порядке там будет обследование у терапевта, если почки, то  у хирурга  и т.д. Когда она обходит всех специалистов, они заполняют лист, каждый свою графу. Далее она идет к зам. главврача поликлиники по КЭК, та ставит ей печать, дальше она относит ее в бюро МСЭ и пишет заявление. Если ребенок несовершеннолетний, то заявление пишет мать: «Прошу рассмотреть вопрос о выдаче инвалидности ...». Обычно примерно через месяц назначают обследование.

Большое спасибо за Ваши ответы. Все остальные, более частные вопросы мы передаем Вам.

 

Дорогие друзья, следите за новостями нашего портала - мы будем проводить серию он-лайн конференций и опросов. Ваше участие в проектах портала поможет Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации работать более эффективно.

Контакты РООИ «Перспектива»: http://perspektiva-inva.ru