Вниманию субъектов РФ

Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания помощи работодателям при организации сопровождения при содействии занятости инвалидов1. Нормативно–правовое регулирование организации сопровождения при содействии занятости инвалидов Федеральный закон о

Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания помощи работодателям при организации сопровождения при содействии занятости инвалидов

10.03.2020

Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания помощи работодателям при организации сопровождения при содействии занятости инвалидов
1. Нормативно–правовое регулирование организации сопровождения при содействии занятости инвалидов
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Трудовой Кодекс Российской Федерации;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 № 685н "Об утверждении основных требований к осна¬щению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства ин¬валидов с учетом нарушенных функций ограничений жизнедеятельности";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Российской Федерации от 04.08.2014 № 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Феде-рации от 01.02.2018 № 46 "Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций орга¬низма инвалида для выполнения трудовых функций";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Феде-рации от 03.08.2018 № 518н "Об утверждении федерального государственно¬го стандарта государственной услуги по организации сопровождения при со¬действии занятости инвалидов";
Приказ Росстандарта от 17.09.2010 № 253-ст "Об утверждении национального стандарта";
Приказ Минстроя Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 № 30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09";
Закон Волгоградской области от  05.12.2005 г. № 1127-ОД "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов";
Постановление Администрации Волгоградской области от 25.09.2017 № 503-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области";
Постановление Администрации Волгоградской области от 27.09.2017 № 514-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий работодателям на организацию сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве";
Приказ комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 24.09.2015 № 400 "О реализации специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, в Волгоградской области";
Приказ комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 15.09.2016 № 322 "Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на территории Волгоградской области";
Приказ комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 22.05.2017 № 223 "Об утверждении Порядка сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве";
Приказ комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 24.10.2018 № 382 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов".

2. Общие положения

Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоуст¬ройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по терри¬тории работодателя.
Как правило, в сопровождении при содействии занятости нуждаются следующие категории граждан:
а) инвалиды, имеющие тяжелые стойкие расстройства функций организма:
инвалиды 1 и 2 группы, имеющие значительно выраженные ограничения в передвижении, в том числе с использованием кресла-коляски;
инвалиды 1 и 2 группы по зрению – слепые и слабовидящие;
инвалиды 1 и 2 группы по слуху – глухие и слабослышащие;
инвалиды, имеющие одновременно нарушения функций зрения и слуха (слепоглухота);
инвалиды 1 и 2 группы, имеющие нарушение интеллекта.
б) инвалиды, утратившие профессию (специальность) вследствие стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности (как правило это граждане впервые признанные инвалидами);
в) молодые инвалиды-выпускники образовательных учреждений, не имеющие опыта работы.

3. Сопровождение инвалида работодателем
Помощь при формировании и освоении доступного для инвалида маршрута передвижения до места работы и обратно.
В случае потребности принимаемому на работу инвалиду оказывается помощь при формировании и освоении доступного для него маршрута передвижения до места работы и обратно, а также по территории организации-работодателя в целях оперативного доступа к рабочему месту.
В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа на рабочие места инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи необходимо обеспечить: выделение на стоянке работодателей специальных парковочных мест для  автотранспорта инвалидов; оборудование схем передвижения инвалидов и автотранспорта инвалидов по прилегающей территории (с учетом устранения барьеров для передвижения для различных групп инвалидов; мест отдыха и вызова, ожидания помощи; необходимой информации для навигации передвижения; освещенности);   Оборудование зданий и сооружений элементами доступности (пандусы, поручни, подъемники, широкие дверные проемы, кнопки вызова помощи и другие) и элементами навигации для информирования инвалидов для передвижения (тактильная информация, контрастный дизайн, информационные надписи, освещение, пиктограммы, напольные индикаторы, акустическая информация и т.д.) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сфере градостроительной политики;  оборудование элементами доступности зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений;  наличие в учреждении технических средств реабилитации, позволяющих передвигаться вне и внутри здания (кресло-коляска, ходунки, подъемное гусеничное устройство и т.д.); наличие подготовленного персонала учреждения для оказания помощи инвалидам.
Для обеспечения доступа инвалидам необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося и инвалида нарушения здоровья. "Ситуационная помощь" – это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему в доступе к рабочему месту.

Особенности организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, обусловленной основным ограничением жизнедеятельности
Инвалиды с интеллектуальными нарушениями нуждаются в оказании помощи на всех этапах трудоустройства и адаптации на рабочем месте: при оформлении документов в службе занятости и при трудоустройстве; ведении переговоров с работодателем; в решении возникающих на рабочем месте проблем (с работодателем, с руководством, с коллегами и пр.), при ос¬воении трудовых функций, а также формировании и освоении маршрута.
Инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппара¬та необходимы юридическая помощь, консультации по правовым вопросам трудоустройства; оказание содействия в оборудовании рабочего места (обес¬печения особой пространственной и временной организации среды, обеспе¬чения безбарьерной архитектурно-пространственной среды); разработка маршрута передвижения к месту работы и с работы; создание специальных условий труда, заключающихся, прежде всего, в адаптации графика работы и служебных обязанностей под индивидуальные возможности инвалида.
При работе с инвалидами, имеющими нарушения функций зрения, необходимо организовать оказание помощи в доступной для них форме при оформлении документов при трудоустройстве, при проведении переговоров с работодателем (при участии тифлопереводчика), а также помощи в оборудовании рабочего места, в ориентировке по территории организации и озна¬комлении с посещаемыми местами (кабинет начальника, места совещаний, туалет, столовая), в организации наставничества. Следует учитывать, что ин¬валиды с такими ограничениями нуждаются в психологической поддержке при разрешении личностных проблем, возникающих в процессе формирова¬ния трудовой мотивации, трудоустройства и трудовой деятельности (проблемы общения, кризисные ситуации и т.д.).
Инвалидам с нарушением слуха необходимо организовать помощь в доступной для них форме (сурдоперевод или общение в письменной форме), при оформлении документов, при проведении переговоров с работодателями, по созданию условий труда для них. Такие инвалиды также нуждаются в психологической поддержке при разрешении личностных проблем, возникающих в процессе формирования трудовой мотивации, трудоустройства и трудовой деятельности (проблемы общения, кризисные ситуации и т.д.).
Оказание помощи инвалиду в организации труда при работе на дому или дистанционной работе.
При создании рабочих мест на дому следует учитывать, что организа¬ция в надомных условиях трудовых процессов допускается только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а также практиче¬ские навыки либо могут быть обучены этим навыкам для выполнения опре¬деленных работ.
Особенности регулирования труда надомников и дистанционных работников регламентированы Трудовым кодексом Российской Федерации (главы 49, 49.1) .
Организация предоставления инвалиду (при необходимости) помощи наставника.
В соответствии с п. 7 ст. 13.1 Закона о занятости работодателем из числа работников и с их согласия могут быть определены наставники, которые в целях осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида:
содействуют ему в освоении трудовых обязанностей;
вносят работодателю предложения по вопросам, связанным с созданием инвалиду условий для доступа к рабочему месту и с дополнительным обору¬дованием (оснащением) его рабочего места.
При содействии инвалиду в освоении трудовых обязанностей наставник:
разъясняет обязанности инвалида, вытекающие из технологической до¬кументации, инструкции по охране труда, должностной инструкции (при ее наличии);
консультирует инвалида по освоению практических навыков исполне-ния трудовых обязанностей.
Для наиболее эффективного освоения инвалидом трудовых функций работодатель вправе принять решение об определении за работником, имеющим инвалидность, наставника.
Основными задачами наставника являются:
содействие инвалиду в освоении трудовых обязанностей;
внесение работодателю предложений по вопросам, связанным с созданием инвалиду условий для доступа к рабочему месту и с дополнительным оборудованием (оснащением) его рабочего места.
Наставник вправе:
участвовать в обсуждении внутрипроизводственного перемещения инвалида;
требовать от инвалида выполнения указаний по вопросам, связанным с его производственной деятельностью;
осуществлять контроль за деятельностью инвалида, преимущественно в форме проверки выполнения заданий, поручений, качества выполняемой им работы;
информировать руководителя о процессе адаптации инвалида в трудовом коллективе, дисциплине и поведении;
ходатайствовать перед руководителем о направлении инвалида на курсы повышения квалификации, присвоении разряда, содействовать его профессиональному росту, достижению высокого профессионализма;
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой инвалида, вносить предложения руководителю о поощрении инвалида или применении мер дисциплинарной ответственности.
Для инвалидов с ментальными нарушениями, слепых, инвалидов-колясочников сопровождение наставника может быть установлено постоянно, на протяжении всей трудовой деятельности инвалида у данного работодателя.
Подпрограммой "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве" государственной программы Волгоградской области "Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25.09.2017 № 503-п, предусмотрено мероприятие "Предоставление субсидий работодателям на организацию сопровождения инвалидов молодого возраста из числа выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования при трудоустройстве".
В соответствии с Порядком предоставления субсидий работодателям на организацию сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.09.2018 № 415-п, субсидии предоставляются работодателям за счет средств областного бюджета в целях возмещения фактических затрат (части затрат) на оплату труда инвалидов молодого возраста и их наставников, увеличенных на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Размер субсидии определяется:
в расчете за один месяц понесенных затрат на одного инвалида молодого возраста - не более одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, пропорционально увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
в расчете за один месяц понесенных затрат на одного наставника (из расчета не более одного наставника на одного инвалида молодого возраста) - не более одной второй минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, пропорционально увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Субсидия предоставляется работодателю единовременно за весь отработанный инвалидом молодого возраста и его наставником период, но не более чем за шесть месяцев.





ВКонтакт Одноклассники