Образование


Может ли физическое лицо, получающее пенсию по инвалидности, претендовать на вычет на лечение ребенка-инвалида в частной клинике, а также на платное обучение в школе? Какие документы необходимо представить для получения данных вычетов?
Налогоплательщик-родитель вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в связи с расходами на обучение и лечение ребенка при представлении им в ИФНС налоговой декларации по НДФЛ, а также соответствующих документов при условии, что в налоговом периоде (в котором налогоплательщиком были произведены указанные расходы) им был получен доход, облагаемый по ставке 13%.
Статьей 210 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы, в частности, социальных налоговых вычетов, установленных статьей 219 НК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, в отношении которых установлена ставка в размере 13%, налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 названной статьи Налогового кодекса РФ, а также в сумме, уплаченной им за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, но не более 50000 руб. на каждого ребенка.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение. К указанным документам налогоплательщик также прилагает:
- справки по форме 2-НДФЛ, подтверждающие суммы полученного дохода и фактически уплаченного налога на доходы физических лиц за отчетный налоговый период;
- копию договора на обучение с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;
- копию лицензии, подтверждающей статус образовательного (учебного) заведения (в случае, если в договоре отсутствует ссылка на наличие лицензии у образовательного учреждения, с указанием ее реквизитов);
- копию свидетельства о рождении ребенка;
- справку учебного заведения, подтверждающую очную форму обучения (в случае, если в договоре с учебным заведением нет ссылки на очную форму обучения).
Социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ, предоставляется налогоплательщику в сумме, уплаченной им за услуги по лечению и (или) по лечению своих детей в возрасте до 18 лет, если лечение производится в медицинских учреждениях Российской Федерации, имеющих соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов, в том числе справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденной совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 (далее - справка).
Выдача справки для представления в налоговые органы с целью получения социального налогового вычета по затратам на лечение входит в компетенцию медицинских учреждений, оказывающих медицинские услуги, и является обязательным документом, представляемым налогоплательщиком в налоговый орган для получения указанного налогового вычета.
При этом следует отметить, что для целей получения социального налогового вычета в указанной справке может быть отражена оплата только тех видов медицинских услуг, которые включены в соответствующий Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201.
Для получения указанного налогового вычета налогоплательщику необходимо представить следующие документы:
- справку;
- копию договора, заключенного с медицинским учреждением (если таковой заключался);
- копию соответствующей лицензии, если в справке отсутствует информация о реквизитах лицензии;
- копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинскому учреждению Российской Федерации за оказанные услуги по лечению, квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении медицинскому учреждению денежных средств с расчетного счета, кассовые чеки и т.д.;
- копию свидетельства о рождении ребенка.
Согласно пункту 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2-5 пункта 1 данной статьи в отношении соответствующих затрат на обучение, лечение, пенсионные взносы, дополнительные страховые взносы, на накопительную часть трудовой пенсии (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 руб. в налоговом периоде.
В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде (помимо расходов на лечение ребенка) других расходов, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 1 статьи 219 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.
Указанный размер социального налогового вычета применяется в отношении расходов, произведенных налогоплательщиком начиная с 1 января 2009 года.
Пунктом 7 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 статьи 219 НК РФ, предоставляются налогоплательщику при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.
Учитывая изложенное, налогоплательщик-родитель вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в связи с расходами на обучение и лечение ребенка при представлении им в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, а также указанных выше документов, при условии, что в налоговом периоде (в котором налогоплательщиком были произведены указанные расходы) им был получен доход, облагаемый по ставке 13%.

Заместитель руководителя
УФНС России по г. Москве
советник государственной
гражданской службы РФ 1-го класса                            Ю.Ю. Шилова

Каков размер стипендии, выплачиваемой студентам-инвалидам? Студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 500 рублей с 1 апреля 2005 года и 600 рублей с 1 сентября 2005 года (по настоящее время) в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ.

Студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, размер стипендии увеличивается на 50%. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством РФ.

Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения.

Для оказания поддержки нуждающимся студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета.

Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения.
Может ли инвалид быть зачислен вне конкурса в образовательные учреждения? Вне конкурса - при условии успешной сдачи вступительных экзаменов — в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Федерального закона от 05.03.2004 № 9-ФЗ);
- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
- граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

В соответствии с Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования РФ, утвержденным Приказом Министерства образования от 14.01.2003 № 50, зачисление на места, финансируемые из средств федерального бюджета, должно проводиться после завершения вступительных испытаний и заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала учебных занятий.
Что такое ИПР и чем оно поможет инвалиду? Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является ИПР (индивидуальная программа реабилитации инвалида).
На настоящий момент ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда как безработный, без заполненной на этот счёт ИПР. А значит, не может бесплатно приобрести новую профессию, а следом за тем и работу, как финансовый источник существования (не секрет, что на нынешнею пенсию нормально жить невозможно).
Сейчас формируются отделения социальной реабилитации инвалидов призванные выполнять ИПР в разделе социальная реабилитация. И если в ИПР вносится, к примеру, пункт о получении средне – специального или высшего образования, то это становится заботой данного отделения. Их специалисты должны найти подходящее учебное заведение и решать все возникающие трудности инвалида при поступлении и в процессе учёбы. Или другой пример, вы инвалид – колясочник и вам нужен пандус в подъезде дома, можно конечно самому писать заявления и добиваться этого у местных властей. Но если данный пункт внесён в вашу ИПР, то решать все вопросы с установкой пандуса будет призвано отделение социальной реабилитации инвалидов, где вы состоите на учёте.
В общем, сформированная для вас ИПР это способ решения ваших проблем связанных с инвалидностью и возможность реализовать с помощью государственных структур ваши жизненные цели и желания.
Как быть, если ребёнок не способен посещать школу? Детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Если родители самостоятельно обучают своего ребенка, они получают компенсацию соответственно государственным и местным нормативам финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Расходы сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями).
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет лекарства и изделия медицинского назначения по рецептам врачей отпускаются бесплатно.
Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., имеют льготы по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-инвалидов осуществляется по месту жительства.
Соответствующие органы местного самоуправления обязаны обеспечить детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания и являющихся сиротами или оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, если инвалид в состоянии обслуживать себя и вести самостоятельный образ жизни.
Неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, установлены ежемесячные компенсационные выплаты - об этих выплатах, а также о ежемесячной денежной выплате инвалидам см. раздел Пенсии - Льготы. Денежные выплаты. Московским законодательством установлена дополнительно ежемесячная денежная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет (родителю, опекуну, попечителю). Размер ее составляет 6 000 руб. в 2012 г. (6 300 руб. в 2013 г.; 6 600 руб. в 2014 г.).
Существует ли предписания властей об оснащении школ компьютерными классами для инвалидов? Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 февраля 2012 г. N 06-308
"О рекомендациях об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования"

    В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. N Пр-3516 и протоколом совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова от 8 ноября 2011 г. N АЖ-П12-71пр Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки России направляет рекомендации об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения, в том числе для получения профессионального образования.

   Департамент просит представить в срок до 1 июля 2012 г. информацию о принятых и планируемых мерах, обеспечивающих возможность использования детьми-инвалидами и инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения.

Заместитель директора
Департамента воспитания
и социализации детей           С.В. Вителис

   Рекомендации об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения, в том числе для получения профессионального образования.

   В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2009-2012 годах в субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по созданию условий для дистанционного образования по образовательным программам общего образования детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения и нуждающихся в обучении на дому (далее - дети-инвалиды). На указанные цели в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1112 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов" бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета (далее - субсидии).
   Начиная с 2013 года реализация мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в рамках возложенных на них полномочий.
   При этом создаваемая в субъекте Российской Федерации система дистанционного обучения детей-инвалидов может быть использована для получения такими детьми не только общего, но также дополнительного образования, профессионального образования.
   Средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субсидий, поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и расходуются в установленном порядке на реализацию мероприятий, связанных с организацией дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования, в том числе на приобретение компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования (далее - компьютерное оборудование) для оснащения рабочих мест детей-инвалидов.
   Указанные средства могут быть также переданы субъектом Российской Федерации в виде субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов, либо компьютерное оборудование, приобретенное уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может быть передано в собственность муниципальных образований.
   Таким образом, компьютерное оборудование, приобретенное за счет средств субсидий, находится в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
   С учетом изложенного установление порядка использования компьютерного оборудования, приобретенного за счет средств субсидий, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления).
   Сложившиеся в субъектах Российской Федерации модели организации дистанционного образования детей-инвалидов предполагают передачу компьютерного оборудования в установленном порядке центрам дистанционного образования детей-инвалидов и(или) другим образовательным учреждениям, непосредственно осуществляющим обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, которые, в свою очередь, передают указанное оборудование на договорной основе участникам образовательного процесса.
   Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе предусмотреть в соответствующих законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (муниципальных правовых актах) порядок передачи указанного компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования, в том числе для использования оборудования при получении начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
   Компьютерное оборудование может быть передано детям-инвалидам и инвалидам на основании договора с совершеннолетними инвалидами или с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей-инвалидов в безвозмездное пользование (в том числе на определенный срок, например, до завершения обучения в связи с получением профессионального образования, или бессрочно) или в дар, с учетом установленных сроков эксплуатации такого оборудования, при наличии заявления инвалида или родителей (законных представителей) ребенка-инвалида (в случае передачи компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам, поступающим или поступившим в образовательные учреждения профессионального образования, также при наличии документов, подтверждающих их поступление в соответствующее образовательное учреждение).
   Статьями 18 и 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлены государственные гарантии получения детьми-инвалидами и инвалидами, в том числе начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.  Согласно статье 19 указанного Федерального закона профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
   На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
   В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законодательные и(или) нормативные правовые акты, определяющие возможность и порядок предоставления детям-инвалидам и инвалидам компьютерного оборудования, необходимого гражданам этой категории для получения доступа к информационным ресурсам и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе в рамках региональных программ в сфере образования и социальной поддержки инвалидов.
   В указанных законодательных и нормативных правовых актах целесообразно также предусмотреть возможность и порядок предоставления детям-инвалидам и инвалидам доступа к сети Интернет без оплаты или на льготных условиях.


ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ЦЕНТР
ПО ВОПРОСАМ ИНВАЛИДНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
8(499)550-09-91
© Информационный портал 2011-2016
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:
ГОСУСЛУГИ:
+7-499-550-0991     hotlineinv@fbmse.ru
ВХОД ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ОПЕРАТОРОВ
Регистрация