Постановление Правительства РД от 18.10.2019 N 259 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда"

Постановление Правительства РД от 18.10.2019 N 259 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда"

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0500201910230016



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2019 г. N 259

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"

Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Доступная среда".

Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ЗДУНОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 18 октября 2019 г. N 259

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"

ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА"


Ответственный исполнитель Программы
-
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан

Участники Программы
-
Министерство здравоохранения Республики Дагестан;
Министерство образования и науки Республики Дагестан;
Министерство культуры Республики Дагестан;
Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан;
Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан;
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан;
органы местного самоуправления (по согласованию)

Цель Программы
-
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее также - МГН) в Республике Дагестан

Задачи Программы
-
оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативно-правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта;
формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми

Целевые показатели (индикаторы) Программы
-
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Дагестан;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан;
доля приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг Республики Дагестан по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;
доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН в общем количестве объектов органов службы занятости;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;
доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования;
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста;
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) Республики Дагестан;
доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Дагестан;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта;
доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан

Сроки и этапы реализации Программы
-
2020-2022 годы,
Программа реализуется в один этап

Объемы и источники финансирования Программы
-
общий объем финансирования реализации Программы составляет 704026,41 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 234675,47 тыс. рублей;
на 2021 год - 234675,47 тыс. рублей;
на 2022 год - 234675,47 тыс. рублей, из них:
объем средств федерального бюджета - 214300,20 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 71433,40 тыс. рублей;
на 2021 год - 71433,40 тыс. рублей;
на 2022 год - 71433,40 тыс. рублей, из них:
объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, - 170629,80 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 56876,60 тыс. рублей;
на 2021 год - 56876,60 тыс. рублей;
на 2022 год - 56876,60 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства спорта Российской Федерации, - 43670,40 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 14556,80 тыс. рублей;
на 2021 год - 14556,80 тыс. рублей;
на 2022 год - 14556,80 тыс. рублей;
объем средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 480745,71 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 160248,57 тыс. рублей;
на 2021 год - 160248,57 тыс. рублей;
на 2022 год - 160248,57 тыс. рублей;
объем средств бюджетов муниципальных образований - 8980,50 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 2993,50 тыс. рублей;
на 2021 год - 2993,50 тыс. рублей;
на 2022 год - 2993,50 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы
-
увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Дагестан (до 80 процентов к 2022 году);
увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан (до 64 процентов к 2022 году);
увеличение доли приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг Республики Дагестан по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг (до 61 процента к 2022 году);
увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты (до 72,5 процента к 2022 году);
увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости (до 96 процентов к 2022 году);
увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения (до 58 процентов к 2022 году);
увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры (до 93 процентов к 2022 году);
увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций (до 24 процентов к 2022 году);
увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций (до 19,5 процента к 2022 году);
увеличение доли образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования (до 17 процентов к 2022 году);
увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста (до 100 процентов к 2022 году);
увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста (до 100 процентов к 2022 году);
увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста (до 60 процентов к 2022 году);
увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и МГН, в парке этого подвижного состава в Республике Дагестан (автобусного - до 16,2 процента к 2022 году);
увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Дагестан (до 100 процентов к 2022 году);
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения (до 75 процентов к 2022 году);
увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта (до 71,2 процента к 2022 году);
увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан (до 69,5 процента к 2022 году)

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

В Республике Дагестан в настоящее время проживает более 320 тысяч инвалидов (из них более 40 тысяч - дети-инвалиды), что составляет более 10 процентов от общей численности населения республики.
В целях реализации статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм проводится определенная работа по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения в городах и районах.
Многие объекты социальной инфраструктуры не соответствуют требованиям строительных норм и правил по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН: отсутствие пандусных съездов, узкие дверные проемы, наличие высоких порогов, необорудованные зоны оказания услуг и санитарно-гигиенические помещения.
Систему социальной защиты населения республики составляют 183 учреждения, из которых дооборудовано за период реализации государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" в 2014 и 2015 годах 46 учреждений социальной защиты населения и 25 центров занятости населения. В 2018 году дооборудовано 9 учреждений социальной защиты населения и 9 центров занятости населения. Работу в данном направлении необходимо продолжить.
Аналогичная ситуация складывается и в других социальных отраслях.
Система здравоохранения в Республике Дагестан представлена 175 подведомственными Министерству здравоохранения Республики Дагестан учреждениями, в составе которых 1268 территориально удаленных структурных подразделений, расположенных в 2833 зданиях, которые также необходимо дооборудовать специальными устройствами для инвалидов. Кроме того, остается актуальной проблема оснащения учреждений здравоохранения реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, с целью повышения доступности и качества предоставляемых услуг.
Всего в Республике Дагестан 1462 общеобразовательные организации, 829 дошкольных образовательных организаций и 347 организаций дополнительного образования детей, в которых также необходимо ежегодно поэтапно проводить мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Кроме того, анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить следующие проблемы:
недостаток специального оборудования для обучения инвалидов и детей-инвалидов;
отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
нехватка учебников, особенно для начальной школы, для слепых и слабовидящих детей, учебно-методической литературы для специальных (коррекционных) учреждений;
недостаточная адаптированность инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов.
Невысокая доля инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, относительно общей численности данной категории населения связана как с низкой обеспеченностью муниципальных образований спортивными объектами в целом, так и с отсутствием спортивных сооружений, приспособленных для занятий инвалидов. Всего спортивных сооружений в республике 3589, из них в федеральной собственности находятся 92, в собственности Республики Дагестан - 143 и в муниципальной собственности - 3175 спортивных сооружений.
В связи с этим одним из основных направлений деятельности остается содействие открытию на базе действующих государственных и муниципальных спортивных школ и клубов отделений и групп для занятий лиц с ограниченными физическими возможностями.
В систему учреждений культуры в Республике Дагестан входят: 11 театрально-зрелищных учреждений; 4 библиотеки; 4 музея с 36 филиалами в городах и районах республики; 15 концертных организаций; 3 учреждения дополнительного образования и 4 учреждения среднего профессионального образования; Республиканский учебно-методический центр; Республиканский дом народного творчества, которые на сегодняшний день также требуют дооборудования и дооснащения специальными средствами и приспособлениями для инвалидов и других МГН.
Персональный доступ граждан с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия в большинстве случаев обеспечивается сотрудниками учреждений культуры ввиду отсутствия специальных технических приспособлений. В связи с этим необходимо внедрять в практику работы учреждений культуры адаптивные технологии, позволяющие обеспечить свободный доступ инвалидов к информационным ресурсам в целях их социальной интеграции в общество. Также необходимо внедрить во всех театрах и концертных залах установку оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушением слуха, в том числе индукционные петли.
Необходима модернизация парка подвижного состава автомобильного транспорта государственных автотранспортных предприятий путем закупки адаптированного для перевозки инвалидов и других МГН транспорта.
В Республике Дагестан перевозку пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам осуществляет 280 единиц государственного и муниципального пассажирского автотранспорта. Из них 250 автобусов находятся на балансе государственных автотранспортных предприятий, в том числе 94 автобуса адаптированы под перевозку инвалидов и других МГН (37,6 процента от общего числа автомашин государственного автобусного парка); 30 единиц троллейбусов, находятся на балансе МУП "Троллейбусное управление", в том числе 2 троллейбуса адаптированы под перевозку инвалидов и других МГН (6,7 процента от общего числа машин муниципального троллейбусного парка).
С учетом того, что муниципальные и межмуниципальные маршруты, по которым осуществляются перевозки пассажиров троллейбусами, в целом дублируются автобусными маршрутами, потребность в пополнении троллейбусного парка в рамках Программы отсутствует.
Трамвайный транспорт в Республике Дагестан отсутствует.
Следствием нерешенности проблемы формирования доступной среды для инвалидов являются:
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;
негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне, качестве их жизни, увеличивающая потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления им мер социальной поддержки.
Решение задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Республике Дагестан представляется целесообразным путем проведения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее эффективным в социальной интеграции и реабилитации инвалидов.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к реализации мероприятий по организации беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН: здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта, культуры и искусства, транспортной инфраструктуры, информации и связи, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Программой предусмотрено проведение межведомственных совещаний, семинаров с участием представителей всех заинтересованных ведомств и организаций, разработка и утверждение соответствующих организационно-распорядительных документов, регулирующих порядок реализации настоящей работы.
Использование программно-целевого планирования позволит аккумулировать средства консолидированного бюджета Республики Дагестан (в том числе бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан), а также привлечь средства федерального бюджета.
При реализации Программы возможны следующие риски:
отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других МГН;
недостаточные гибкость и адаптируемость Программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
возможность кризисных явлений в мировой и российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств бюджетов муниципальных образований;
дифференциация финансовых возможностей муниципальных образований Республики Дагестан, которая приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения их собственных полномочий в сфере осуществления мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
На минимизацию указанных рисков в рамках реализации Программы направлены меры:
по планированию работ, формированию перечня мероприятий Программы с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников;
по нормативно-правовому регулированию и организационно-методической поддержке деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления по вопросам реализации нормативных требований по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В Республике Дагестан с 2013 года реализуется государственная программа Республики Дагестан "Доступная среда" (далее - Государственная программа).
На первом этапе реализации Государственной программы в 2013 году была проведена работа по совершенствованию нормативно-правовой и организационной основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В целях обеспечения контроля за реализацией Государственной программы постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 октября 2013 г. N 475 утверждено Положение о Координационном совете по вопросам реализации органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и общественными организациями инвалидов нормативных требований по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН и его состав.
В муниципальных районах и городских округах республики образованы и действуют местные комиссии по вопросам реализации Государственной программы в составе представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений инвалидов.
Администрациями городских округов разработаны и утверждены свои целевые программы по созданию для инвалидов и других МГН доступной среды жизнедеятельности.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 января 2014 г. N 28 установлен порядок проведения паспортизации приоритетных для инвалидов и других МГН объектов.
По согласованию с общественными организациями инвалидов сформирован реестр и проведена паспортизация 556 приоритетных объектов (из которых 235 объектов - в сфере образования и 321 объект - в иных приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН) с указанием планируемых работ по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других МГН.
На втором этапе запланировано повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
За период реализации Государственной программы с 2014 по 2015 годы из 556 приоритетных объектов были проведены работы по оснащению и оборудованию специальными средствами и устройствами 404 объектов, в том числе объектов: образования - 209, социальной защиты - 46, занятости - 25, здравоохранения - 33, спорта - 33, культуры - 56, транспорта - 2.
Таким образом, в целях реализации Государственной программы оборудовано 209 объектов в сфере образования и 195 других объектов.
Кроме того, приобретено 13 автобусов среднего класса для городских, пригородных маршрутов, адаптированных для перевозки инвалидов и других МГН, приобретен амбулаторный лифт для посадки (высадки) инвалидов и других МГН на (с) борт(а) воздушного судна марки WTJ5080JCR на базе ISUZU.
Установлены устройства звукового сопровождения пешеходов в количестве 126 единиц на светофорные объекты в городах Махачкале, Буйнакске, Каспийске, Кизилюрте и Кизляре.
Для ГБУ РД "Республиканская специальная библиотека для слепых" закуплены вспомогательные средства, специальная литература для инвалидов по зрению, в том числе справочно-информационная и художественная, а именно: аудиокниги, брайлевские книги, брайлевские журналы, книги на дисках, брайлевский принтер, оборудование по выпуску рельефно-графических пособий, тифлофлешплеер с криптозащитой, программы экранного доступа для слепых.
ГБУ РД "РГВК "Дагестан" обеспечено субтитрированием общественно значимых и информационных программ "Время новостей" и "Время новостей. Махачкала".
Кроме того, на ведущих информационных ресурсах в сети "Интернет" размещаются баннеры и медиаролики из списка рекомендованных на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Баннеры размещены на сайтах ГБУ РД "Молодежь Дагестана", на портале для лиц с ограниченными возможностями "Без границ" (http://www.bezgranitc.ru/), на сайте информационного агентства "Дагестан сегодня" и республиканского информационного агентства "Дагестан".
В 2016 году в пределах фактически выделенных финансовых средств проведены мероприятия по оборудованию 10 объектов образования для обеспечения доступности для инвалидов и других МГН, а именно: по созданию в 5 дошкольных образовательных организациях, в 3 общеобразовательных организациях и в 2 организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
В 2017 году в пределах фактически выделенных финансовых средств оборудовано 13 объектов образования (8 дошкольных образовательных, 3 общеобразовательные организации и 2 организации дополнительного образования детей) для создания условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
В 2018 году в целях реализации Государственной программы дооборудовано 49 приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе: здравоохранения - 10; социальной защиты - 9; занятости - 9; физической культуры и спорта - 11; культуры и искусства - 8; транспортной инфраструктуры - 2, а также 41 объект образования.
Количество объектов, дооборудованных за период реализации мероприятий Государственной программы, на конец 2018 года составило 273 - в сфере образования и 244 других объекта.
На 2019 год в рамках Государственной программы запланировано дооборудование 40 объектов образования, 1 учреждения социального обслуживания населения и 1 центра занятости населения, а также проведение мероприятий по обучению специалистов 16 подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Дагестан учреждений социального обслуживания населения.
Планируемое количество объектов, дооборудованных за период реализации мероприятий Государственной программы, на конец 2020 года с нарастающим итогом, составляет 338 объектов в сфере образования и 257 объектов в иных приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Кроме того, в целях обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в рамках реализации Конвенции о правах инвалидов, Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", распоряжением Правительства Республики Дагестан от 12 октября 2015 г. N 411-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016-2025 годы)", согласно которому предусмотрено обеспечение органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан условий индивидуальной мобильности инвалидов и возможности для их самостоятельного передвижения в рамках реализуемых по компетенции отраслевых государственных программ и муниципальных целевых программ и планов мероприятий.

2. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы

Целью Программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативно-правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта;
формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми.
Результаты реализации Программы определяются следующими целевыми индикаторами и показателями:
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Дагестан;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан;
доля приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг Республики Дагестан по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;
доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН в общем количестве объектов органов службы занятости;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;
доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования;
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста;
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) Республики Дагестан;
доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Дагестан;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 17 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта;
доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан.
В приложении N 1 к настоящей Программе приведены значения указанных целевых показателей (индикаторов).

3. Сроки и этапы реализации Программы

Реализацию Программы предусматривается осуществить в период с 2020 по 2022 год в один этап.
Предполагается создание нормативного, правового, методического и организационного сопровождения формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан, планируются обследование, паспортизация и классификация действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур с позиций доступности для инвалидов и других МГН; проведение практических мер по созданию условий для обеспечения доступности зданий и сооружений в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, проектирование работ по реконструкции (дооборудованию) выбранных объектов и сооружений с учетом нужд инвалидов и других МГН и по развитию условий для их социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество.

4. Обоснование значений целевых показателей
(индикаторов) Программы

Показатели (индикаторы) Программы приняты в увязке с целью и задачами Программы и с достижениями приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы.
Достижение значений показателей (индикаторов) Программы обеспечивается путем выполнения всех мероприятий, предусмотренных Программой.
Мониторинг и контроль за ходом и результатами реализации мероприятий Программы на основе системы соответствующих целевых показателей (индикаторов) осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.

5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Дагестан, средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан.
Общий объем финансирования реализации Программы составляет 704026,41 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 234675,47 тыс. рублей;
на 2021 год - 234675,47 тыс. рублей;
на 2022 год - 234675,47 тыс. рублей, из них:
объем средств федерального бюджета - 214300,20 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 71433,40 тыс. рублей;
на 2021 год - 71433,40 тыс. рублей;
на 2022 год - 71433,40 тыс. рублей, из них:
объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, - 170629,80 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 56876,60 тыс. рублей;
на 2021 год - 56876,60 тыс. рублей;
на 2022 год - 56876,60 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства спорта Российской Федерации, - 43670,40 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 14556,80 тыс. рублей;
на 2021 год - 14556,80 тыс. рублей;
на 2022 год - 14556,80 тыс. рублей;
объем средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 480745,71 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 160248,57 тыс. рублей;
на 2021 год - 160248,57 тыс. рублей;
на 2022 год - 160248,57 тыс. рублей;
объем средств бюджетов муниципальных образований - 8980,50 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 2993,50 тыс. рублей;
на 2021 год - 2993,50 тыс. рублей;
на 2022 год - 2993,50 тыс. рублей.
Субсидия из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Дагестан на реализацию мероприятий Программы предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 1553-р, в соответствии с которыми утвержденный предельный уровень софинансирования расходного обязательства Республики Дагестан из федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов составляет 95 процентов.
В случае если в реализации мероприятий Программы принимают участие органы местного самоуправления, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан в пределах своей компетенции заключают соответствующие соглашения с органами местного самоуправления.
Правила предоставления субсидий из бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных образований Республики Дагестан на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и их распределения приведены в приложении N 5 к настоящей Программе.
Объем ресурсного обеспечения Программы представлен в приложении N 3 к настоящей Программе.
Объемы и источники финансирования Программы представлены в приложении N 4 к настоящей Программе.

6. Меры государственного регулирования, направленные
на достижение целей и (или) конечных результатов Программы,
управление и контроль за ходом реализации Программы

Организацию исполнения мероприятий Программы, текущее управление, координацию работ участников и контроль за ходом реализации Программы (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) осуществляет ответственный исполнитель Программы.
Ответственный исполнитель Программы разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.
Ответственный исполнитель Программы:
обеспечивает координацию деятельности и взаимодействие всех участников Программы, анализ и обобщение результатов их деятельности;
для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы ежегодно согласовывает с Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан и Министерством финансов Республики Дагестан уточненные показатели эффективности государственной программы на соответствующий год;
для оперативного контроля (мониторинга) исполнения Программы участники Программы ежеквартально, до 1-го числа первого месяца, следующего за отчетным периодом, представляют информацию о выполнении мероприятий Программы ответственному исполнителю Программы, который ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (по итогам квартала, полугодия, года), отчитывается о ходе реализации Программы и ее результатах с оценкой эффективности в Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
согласовывает с участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
выявляет технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы и разрабатывает предложения по их решению;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;
взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации Программы.
Участниками Программы являются заинтересованные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Участники Программы несут ответственность за своевременное и качественное выполнение намеченных программных мероприятий, достижение значений целевых показателей эффективности Программы, успешное решение поставленных задач, рациональное использование выделенных финансовых средств.
Органы местного самоуправления принимают меры, обеспечивающие реализацию Программы на территории соответствующего муниципального образования. В этих целях на основе Программы разрабатываются и утверждаются нормативные правовые акты муниципальных образований по созданию для инвалидов и других МГН доступной среды жизнедеятельности.
Программой предусмотрено заключение соглашений между уполномоченными органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления об участии в реализации мероприятий Программы.
Организация исполнения мероприятий участниками Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан.
Уполномоченными органами исполнительной власти Республики Дагестан, ответственными за предоставление отчетов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации и в Министерство спорта Российской Федерации об осуществлении расходов республиканского бюджета Республики Дагестан (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Дагестан на софинансирование расходов по реализации мероприятий Программы (далее - Субсидия), и отчетов о достижении значений показателей результативности использования Субсидии Правительство Республики Дагестан определяет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан и Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан.
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан и Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан обеспечивают представление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а также в Министерство просвещения Российской Федерации и в Министерство спорта Российской Федерации в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет":
отчета об осуществлении расходов бюджета Республики Дагестан, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, - ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
отчета о достижении значений показателей результативности - не позднее 15 января года, следующего за годом, в котором была получена Субсидия.
Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, сроки ее реализации, объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом осуществляется по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

7. Перечень программных мероприятий

Программные мероприятия делятся на 3 основных раздела.
Первый раздел (оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН) включает в себя следующие мероприятия:
заключение соглашений между Министерством образования и науки Республики Дагестан и органами местного самоуправления об участии в реализации мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2020 год (мероприятия в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации);
подготовка и проведение паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность;
сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
формирование и обновление реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
проведение социологических исследований оценки инвалидами отношения граждан к проблемам инвалидов, оценки гражданами вклада инвалидов в развитие общества;
обучение (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) русскому жестовому языку переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка) и переводчиков в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (слепоглухих), в том числе тифлокомментаторов.
Второй раздел (формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта) включает в себя следующие мероприятия:
адаптация учреждений здравоохранения для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
адаптация учреждений физической культуры и спорта для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
адаптация учреждений культуры и искусства для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
создание в общеобразовательных организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования;
создание в дошкольных образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования;
создание в организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми-инвалидами качественного образования;
адаптация учреждений социальной защиты населения для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
адаптация центров занятости населения для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
адаптация объектов транспортной инфраструктуры (зданий автовокзалов) для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
модернизация подвижного состава автомобильного транспорта государственных автотранспортных предприятий путем закупки адаптированного для перевозки инвалидов и других МГН транспорта и/или оборудования имеющегося транспорта (в том числе оснащение специальными техническими средствами, включая откидную аппарель, сигнальные кнопки, светодиодное табло с бегущей строкой для уведомления о названиях остановочных пунктов по маршруту движения, а также устройством дополнительной визуализации речевой информации для инвалидов по слуху);
оснащение светофорных объектов устройствами звукового сопровождения пешеходов;
поддержка учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту (приобретение специализированного оборудования для занятий с инвалидами, имеющими различные степени и формы ограничений).
Третий раздел (формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми) включает в себя следующие мероприятия:
проведение совещаний, обучающих семинаров по проблемам реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
организация и проведение семинаров и совещаний с представителями заинтересованных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов по вопросам проведения паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН;
обеспечение субтитрирования общественно значимых информационных программ на республиканских телеканалах;
размещение рекламно-информационных материалов государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (видеоролики, аудиоролики, интернет-баннеры, баннеры для рекламных наружных носителей) на республиканских телевизионных каналах, станциях радиовещания, интернет-сайтах, наружных рекламных носителях;
освещение в республиканских средствах массовой информации мероприятий, проводимых в рамках формирования безбарьерной среды для инвалидов и других МГН с целью увеличения доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг и отношение общества к проблемам инвалидов;
организация специализированных ярмарок вакансий, собеседований для безработных граждан, являющихся инвалидами;
предоставление профориентационных услуг и оказание психологической поддержки безработным гражданам, являющимся инвалидами;
организация воспитательной работы в образовательных учреждениях, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам, воспитание уважения их особенностей.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
При этом в связи с тем, что расположенные на территории Республики Дагестан учреждения культуры не приспособлены для осуществления тифлокомментирования и субтитрирования кинопоказов, театральных постановок и других зрелищных мероприятий, Министерством культуры Республики Дагестан в рамках реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016-2025 годы)", утвержденного распоряжением Правительства Республики Дагестан от 12 октября 2015 г. N 411-р, будет организовано необходимое взаимодействие с коммерческими организациями, осуществляющими деятельность по организации отдыха и развлечений, спорта и культуры, в части обеспечения ими закупки оборудования, необходимого для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокомментированием в целях обеспечения инвалидам равных с другими лицами условий беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым на них услугам.
Кроме того, в целях обеспечения функционирования и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Республики Дагестан по единому номеру "112" в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 ноября 2016 г. N 346 создано ГКУ РД "Служба вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Республики Дагестан". В соответствии с Техническим проектом системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Республики Дагестан" предусмотрен прием вызовов в формате SMS, их пересылка оператору и передача абоненту посредством SMS информации о регистрации вызова и начале реагирования. Также в целях обеспечения возможности для инвалидов по слуху круглосуточной передачи и получения SMS-оповещений для оказания им экстренной и иной социальной помощи Службой вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Республики Дагестан совместно с операторами связи ведутся работы по организации сопряжения модуля приема коротких текстовых сообщений (SMS) с оборудованием операторов мобильной связи.

8. Оценка эффективности реализации Программы

Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на создание им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности. Результат Программы нацелен также на повышение доступности и качества социальных услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе реабилитационных услуг, что будет способствовать повышению уровня здоровья, качества и продолжительности жизни этой категории граждан.
Кроме того, социальная эффективность Программы будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет увеличения уровня информированности граждан с ограниченными возможностями здоровья о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления, а также за счет преодоления социальной изоляции и включенности граждан с различными ограничениями в жизнь общества по результатам информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидности для граждан, не являющихся инвалидами; за счет повышения уровня и качества реабилитационных услуг с увеличением позитивных результатов реабилитации, в том числе через доступность образования и занятости инвалидов и других МГН.
Реализация мероприятий Программы позволит:
определить социально значимые объекты, наиболее часто посещаемые инвалидами, и в последующем обеспечить их доступность для инвалидов и других МГН;
повысить уровень и качество жизни инвалидов;
обеспечить доступность для инвалидов интернет-ресурсов;
создать условия для преодоления инвалидами самоизоляции путем обеспечения им возможности обучения, пользования реабилитационными услугами;
создать комфортную информационную среду для инвалидов;
повысить уровень социальной активности, сплоченности и социальной стабильности инвалидов в обществе;
сформировать положительное отношение в обществе к инвалидам.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов при переходе к развитию широкого спектра услуг с расширением возможности получения гражданами с различными видами нарушений мобильности социальных услуг в доступной среде самостоятельно или с меньшей зависимостью от посторонней помощи, а также путем постепенного увеличения показателей занятости трудоспособного населения с нарушениями мобильности и (как следствие) постепенного снижения расходов на поддержку безработных граждан указанной категории.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 1а к настоящей Программе.




ВКонтакт Одноклассники