Данный вид стипендий назначается студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет федерального бюджета, относящимся к одной из льготных категорий граждан, в том числе:
При этом нахождение студента в академическом отпуске, а также отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не является основанием для прекращения выплаты стипендии.
Размер стипендии образовательное учреждение определяет самостоятельно, но он не может быть ниже установленных нормативов, которые могут быть проиндексированы с учетом уровня инфляции.
Повышенная стипендия может быть назначена студентам 1-го и 2-го курса - отличникам и хорошистам либо студентам в возрасте до 20 лет, имеющим только одного родителя - инвалида I группы.
Содержание образования инвалидов определяется адаптированными образовательными программами и в соответствии с ИПРА инвалидов. Для них, в частности, создаются специальные условия для обучения, могут устанавливаться увеличенные сроки получения образования, послабления при прохождении ГИА.
В законодательстве об образовании используется понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - обучающиеся с ОВЗ). Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, обучающиеся, которым установлена инвалидность, могут относиться к числу обучающихся с ОВЗ, если для получения ими образования требуется создание специальных условий.
Государство гарантирует создание инвалидам необходимых условий для получения образования. Органы управления в сфере образования и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. Содержание образования и условия организации обучения инвалидов определяются адаптированными образовательными программами и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалидов.
Образовательные организации обязаны обеспечить условия доступности для инвалидов объектов, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также оказание инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
При получении образования обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Обследование детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей. Условия для получения образования обучающимися с ОВЗ, в том числе рекомендации по созданию специальных условий, указываются в заключении ПМПК.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, классах или в отдельных образовательных организациях, право выбора которой относится к компетенции родителей (законных представителей) ребенка.
Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях. Для обучения по основным общеобразовательным программам на дому у ребенка должно быть заболевание, включенное в утвержденный перечень.
Сроки получения образования инвалидами при обучении по адаптированным основным образовательным программам, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличиваются:
Для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов.
Дети-инвалиды и инвалиды вправе писать итоговое изложение. Для участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) обеспечивается создание особых условий проведения экзамена.
Среднее профессиональное образование (СПО) и высшее образование обучающихся с ОВЗ осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды войны имеют преимущественное право зачисления на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях, а также право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет федерального бюджета.
При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ОВЗ образовательная организация обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты. Студентам из числа указанных лиц назначается государственная социальная стипендия
Порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В организациях, обучающих таких детей, должны быть созданы специальные условия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются соответствующей адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Справка. Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Для организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в учебном году образовательные организации могут разрабатывать и с согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних применять адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ с учетом требований нового ФГОС.
Образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Детям с ОВЗ также предоставляется доступ к инклюзивному образованию - совместному обучению (воспитанию), в том числе совместным учебным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с обучающимися, не имеющими ограничений возможностей здоровья.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ.
Справка. Специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - это условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Педагогические работники при обучении детей с ОВЗ обязаны учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования детей с ОВЗ, при необходимости взаимодействовать с медицинскими организациями.
Специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков предоставляются обучающимся с ОВЗ бесплатно.
По общему правилу форму получения образования и форму обучения до завершения получения ребенком основного общего образования выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии).
Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. К обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) не применяются меры дисциплинарного взыскания (например, таких детей нельзя отчислить)