Забота и поддержка: развитие системы ранней помощи детям и их родителям
Развитие системы ранней помощи в субъектах Российской Федерации является одной из приоритетных государственных задач и важным инструментом семейной политики.
На интернет-портале «Жить вместе» государственной программы «Доступная среда» в разделе «Реабилитация и абилитация»
https://zhit-vmeste.ru/reabilitatsiya-i-abilitatsiya/ представлены итоги реализации «Комплексного межведомственного плана по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям на период до 2025 года» в субъектах Российской Федерации.
В 2023 году были размещены успешные практики развития системы ранней помощи на основе научно доказанных принципов и подходов из 70 регионов России.
Так, Астраханская область представила опыт реализации системного подхода к оказанию ранней комплексной помощи ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие». В работе с детьми используются передовые методы и формы психо-коррекционной работы: система Монтессори, игротерапия, песочная терапия, изотерапия, танцевально-музыкальная терапия, сказка-терапия и другие.
Особенностью комплексного подхода является привлечение родителей как социальных партнеров на всех этапах работы по оказанию ранней помощи детям-инвалидам. Специалисты проводят обучение родителей вопросам самостоятельной коррекционной работы с детьми в «Школе для родителей», родительском клубе «Гармония». При этом в процесс оказания помощи включается не только ребёнок, а семья в целом.
Специалисты ГАУ АО «НПЦРД «Коррекция и развитие» разработали атлас-путеводитель и интерактивную карта организаций, оказывающих раннюю помощь детям на территории Астраханской области, которые помогают родителям выбрать оптимальный и эффективный маршрут развития и помощи для ребёнка.
Как региональный ресурсный центр по оказанию ранней комплексной помощи детям и их родителям, ГАУ АО «НПЦРД «Коррекция и развитие» оказывает научно-методическую и организационную помощь специалистам и организациям (семинары, вебинары, разработка методических пособий).
Астраханская область также представила опыт оказания ранней помощи детям-инвалидам в здравоохранении на примере областной детской клинической больнице им. Н.Н. Силищевой, где работает отделение катамнестического наблюдения. Оно ориентировано на помощь детям, родившимся с экстремально низкой и очень низкой массой тела. Здесь малышам группы риска оказывают первичную специализированную медицинскую помощь, в том числе консультативную и диагностическую, что направлено на уменьшение последствий врожденной и перинатальной патологии. На базе отделения создан единый регистр детей, нуждающихся в катамнестическом наблюдении.
Свердловская область на примере деятельности Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Талисман» города Екатеринбурга осветила опыт использования цифровых технологий, которые позволяют специалистам, оказывающим услуги ранней помощи, работать в едином информационном пространстве, представила алгоритм работы и слаженности действий по выявлению детей, нуждающихся в ранней помощи. Кроме того, регион в 2022 году сделал акцент на усилении просветительской работы и информационной доступности всех материалов и ресурсов по ранней помощи детям и их родителям.
Кемеровская область на региональном уровне осуществляет решение задач по организации системы ранней помощи на основе координации взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности, нормативного определения их функционала по работе с ребенком и семьей. На портале представлен опыт Кузбасса на примере МБУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго», который не первый год работает с семьями, воспитывающими детей-инвалидов раннего возраста. В городе Кемерово в 1770 семьях воспитывается более 1888 детей-инвалидов. Все дети состоят на учете в РЦ «Фламинго». В течение года Центр обслуживает более 700 детей-инвалидов, ежедневно проходят реабилитацию около 60 детей.
В настоящий момент «Фламинго» реализует проект «Семейный круг» по социальной поддержке семей с детьми-инвалидами раннего возраста. Это программа психолого-педагогического сопровождения семьи, которая предполагает семейно-центрированный подход и учитывает не только особенности ребенка, но и семьи, то есть работает с системой «ребенок-родители». Основной принцип этой программы – активное вовлечение родителей в работу по развитию ребенка.
Амурская область поделилась достижениями в реализации «Комплексного межведомственного плана по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям на период до 2025 года» службы ранней помощи «Первый шаг». В регионе 9 отделений службы по социальному сопровождению семей с детьми от 0 до 3 лет. Работа ведется в трех направлениях — диагностика, консультация родителей, развивающие занятия. В диагностику входит оценка развития ребенка, для этого проводятся диагностические занятия с логопедом и психологом. Также родителям дается анкета, отражающая информацию о беременности, родах, воспитании ребенка, в целом о семье.
Если во время диагностики у ребенка обнаруживаются отклонения развития от возрастной нормы, то специалисты проводят комплекс коррекционно-развивающих занятий. Во время них мама находится рядом и получает рекомендации по развитию своего малыша.
Кроме того, в области развивается система пунктов ранней психолого-педагогической помощи «Я сам» (сейчас их 11) и логопедических мастерских «Азбука речи».
Интересный опыт реализации Комплексного межведомственного плана по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям представила на портале «Жить вместе» Волгоградская область. Комплексная программа развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройствами аутистического спектра, Волгоградского областного центра психолого-медико-социального сопровождения "Академия "Мэри Поппинс" включает цикл мероприятий, направленных на сохранение семейной среды развития и воспитания детей.
Специалисты Академии «Мэри Поппинс» оказывают высокопрофессиональную медицинскую, реабилитационную, психологическую и педагогическую помощь. Работа идет по профильным направлениям. Создана мобильная служба диагностики, коррекции ребенка и консультирования семьи; разработаны программы выходного дня; проводятся мероприятия для адаптации особенных детей среди сверстников, а также творческие мастерские и мастер-классы для родителей – это позволяет взрослым самостоятельно мастерить развивающие игрушки, игры, книжки для малышей, занятия дают психоэмоциональную разгрузку.
Большое внимание уделяется информационной поддержке: индивидуальную консультационную и методическую помощь с учетом нозологий ребенка волгоградцы получают в том числе в дистанционном формате. Кроме того, активно действует и развивается сеть клубов для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Архангельская область поделилась опытом работы отделения раннего вмешательства Архангельского многопрофильного реабилитационного центра. Оказание помощи семьям, имеющим детей с тяжелыми функциональными нарушениями развития и детей группы риска в возрасте от рождения до 3 лет.
Разрабатывая индивидуальные планы ранней помощи, специалисты учитывают ресурсы и потребности семьи, компетентность родителей, возможности ребенка и профессиональные знания каждого специалиста.
Ежегодно в отделении получают помощь в среднем 130 детей и члены их семей (включая бабушек, дедушек, братьев, сестер, дядей и тетей и даже соседей).
# Теги
16.02.2024 15:28 -
+
16.02.2024 15:23. -
+
16.02.2024 15:23. -
+
16.02.2024 15:23. -
+ 24